#ОсобенныеДети29
Уважаемые родители, предлагаю Вам ознакомиться с рекомендациями по адаптации ребенка к среднему звену школы.
С КАКИМИ ТРУДНОСТЯМИ РЕБЕНОК СТАЛКИВАЕТСЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕДНЮЮ ШКОЛУ?
1. Новые учителя. Увеличилось количество предметов, а значит, и количество учителей; у каждого учителя свои требования, и приспособиться к ним на первых уроках сложно; в начальной школе основной учитель знал, что он задал по всем предметам, и мог дозировать домашнее задание.
2. Новые требования статуса. В прошлом году в начальной школе дети были самыми старшими и потому самыми главными, важными, успешными. В средней школе они вдруг оказались самыми маленькими. С другой стороны, взрослые считают, что ребенок уже вырос.
3. Новое отношение родителей. Часто взрослые считают, что если ребенок перешел в среднюю школу, значит, он автоматически стал взрослым и самостоятельным. Фразы родителей «он должен», «ты должен» все чаще звучат в адрес ребенка. Ребенок сам прекрасно осознает свою взрослость, но часто ему не хватает жизненного опыта ее осознать. Да к тому же взрослые не всегда поясняют, что же конкретно ребенок должен делать.
СКОЛЬКО ДЛИТСЯ АДАПТАЦИЯ К 5 КЛАССУ?
Переход из начальной школы в среднее звено сопряжен с большой психологической нагрузкой. Помните, что процесс школьной адаптации может длиться до 6 месяцев. Относитесь к ребенку с пониманием.
ПРИЗНАКИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ
- удовлетворенность ребёнка процессом обучения;
- ребёнок легко справляется с программой;
- удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
ПРИЗНАКИ ТРУДНОСТЕЙ В АДАПТАЦИИ:
1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.
2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
3. Нежелание выполнять домашние задания.
4. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
5. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
6. Беспокойный сон
7. Трудности утреннего пробуждения, вялость.
8. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПЯТИКЛАССНИКОВ:
1. Воодушевите ребёнка на рассказ о своих школьных делах.
Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошёл твой день в школе?». Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребёнком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребёнок вам сообщает, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе.
2. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребёнка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребёнка или его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем.
3. Помогайте ребёнку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
Продемонстрируйте интерес к этим заданиям. Если ребёнок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.
4. Помогите ребёнку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
Выясните, что вообще интересует вашего ребёнка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребёнка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен фильм. Ищите любые возможности, чтобы ребёнок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности.
5. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддержать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в жизни ребёнка происходят изменения.
Старайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере. Спокойствие домашней жизни поможет ребёнку более эффективно решать проблемы в школе.
В этот период родители должны быть особенно внимательны к своим детям.
ЗДОРОВЬЕ
Не забывайте о смене учебной деятельности ребёнка дома, создавайте условия для двигательной активности между выполнением домашних заданий. Наблюдайте за правильной позой во время выполнения домашних заданий, заботьтесь о правильном световом режиме. Обязательно вводите в рацион ребёнка витаминные препараты, фрукты и овощи. Организуйте правильное питание. Заботьтесь о закаливании ребёнка, максимальной двигательной активности.
ПОМНИТЕ:
Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Родители должны обязательно проявлять интерес к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому им школьному дню. Обязательно знакомьтесь с одноклассниками вашего ребёнка и общайтесь с ними после школы. Учитывайте темперамент ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если взрослые и сверстники относятся к ним насмешливо. Предоставляйте ребёнку самостоятельность в учебной работе и организуйте обоснованный контроль за его учебной деятельностью. Развивайте самоконтроль, самооценку и самодостаточность ребёнка.
Подготовила педагог-психолог ГБОУ АО «СКОШ № 5» Ануфриева Марина Павловна