19:34
Вечная память светлому ЧЕЛОВЕКУ, нашему УЧИТЕЛЮ!

 

В преддверии Великого праздника – Дня Победы на 96 году ушёл из жизни Ветеран Великой Отечественной войны, ветеран педагогического труда – Владимир Иванович Захаров

Мы счастливое поколение, потому что имели честь общения с человеком, видевшим историю нашей страны.

Интересен и поучителен жизненный путь этого человека. Родился В. И. Захаров 5 апреля 1923 года в Костромской области, в небольшой деревушке Заболотье Антроповского района. Семья Захаровых была воцерковлёнными людьми. Маленький Володя с товарищем тайком посещал церковь, исповедовался и причащался. Но однажды школьный учитель, увидев их выходящими со службы, нарисовал в школьной стенгазете карикатуру. После такой «проработки» пришлось отказаться от посещения храма. Но родительский дом находился недалеко от церкви и церковные песнопения маленький Володя мог слышать, не выходя из дома.

По рассказам Владимира Ивановича, желание стать педагогом зародилось у него ещё в раннем детстве. В 6-7 летнем возрасте с соседскими ребятишками играл в школу. Сам был учителем: и звонки подавал, и задания давал, и строго требовал правильного ответа.

А в 1938 году поступил в Галичское педучилище, где и познакомился со своей будущей женой. Но внезапная и страшная война нарушила планы юных выпускников педучилища и мечту стать учителями отодвинула на долгие годы. Поздней осенью 1941 года по повестке В. И. Захаров был призван в армию. Служил в 8 стрелковой роте 24 ордена Ленина мотострелкового полка пулемётчиком ручного пулемёта – номером первым, в 1945 году участвовал в жарких схватках с японскими самураями на границе с Манчжурией, в штурме Большого Хингана. Счастливому возвращению с войны без единого ранения, по мнению Владимира Ивановича, он обязан молитвам бабушки, дяди – священника, родимой матушки. Мама, перед отправлением на фронт, благословила сына иконой Богородицы и вручила маленький крестик, наказав зашить его в полу шинели: «Пусть всегда при тебе будет. Он спасёт тебя!» Выполнил он наказ дорогой матушки: всю войну этот крестик был с ним.

За участие в войне Владимир Иванович награждён орденом славы III степени, орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Японией».

Обычно жизненный путь человека принято измерять не только годами, но и делами, совершенными во имя счастья людей.

Всю жизнь Владимир Иванович отдал школе и детям. 29 декабря 1945 года он приехал в поселок Ворошиловский (будущий Новодвинск) и, не снимая военной формы с орденами, приступил к работе. Свою педагогическую деятельность начал Владимир Иванович с необычного поручения.

Дело в том, что Архбум комбинат был звеном в цепи ГУЛАГа и именно сюда в 1945 году привезли 637 семей русских немцев, угнанных в годы войны из СССР фашистами и репрессированных советским правительством после войны. Это были в основном женщины и дети, так как работоспособных мужчин - мужей и братьев - отправили в Семипалатинский лагерь. Их поселили на 3-ем участке Архбума – в лагерных бараках, обнесенных колючей проволокой, все передвижения немцев фиксировались комендатурой. Они не были заключенными, но, как спецпереселенцы, фактически не имели никакой свободы. И вот именно отсюда начал свою педагогическую деятельность Владимир Иванович. По поручению директора школы Ф. И. Пластинина, он, обходя все немецкие бараки, взял на учет более 200 немецких ребятишек школьного возраста, из которых было сформировано 8 классов начальной школы. По воспоминаниям ветерана, это было ужасное зрелище: голод, нетопленные бараки, большая скученность людей, у детей не было теплой одежды. Помогал, чем мог, хотя у самого порой не хватало хлеба. В феврале 1946 г. школа начала свою работу. Ребят начинали учить отдельно от русских; у тех, кто совсем не говорил по-русски, были немецкие учителя из числа депортированных. Будучи завучем школы, Владимир Иванович вел постоянную работу с населением посёлка, разъясняя, что немецкие дети – не фашисты, которых надо бить, издеваться над ними, а несчастные ребятишки, которые заслуживают человеческого к себе отношения. Школа № 75, в которую переводили немецких детей из начальной школы на 3-м участке и где ребята уже учились с русскими детьми, долгое время носила неофициальное прозвище «немецкая школа».

И с еще одной несправедливостью боролся педагог: немецким детям не разрешалось, закончив восьмилетку, учиться дальше, путь в среднее образование был им закрыт. Владимир Иванович отправился в Москву, в Министерство народного просвещения с ходатайством о решении этого вопроса. И – победа! Им разрешили учиться в старших классах или поступать в техникумы Архангельска и Холмогор. Семьи новодвинских немцев бережно сохраняют в своем сердце ту любовь, которую подарил им тогда, в послевоенные годы, Владимир Иванович, рассказывают об этом своим детям и внукам, и всем новодвинцам.

В 1957 году В.И. Захаров назначен директором в школу - интернат, в которой проработал 17 лет. В те годы это было учреждение, в котором размещались и учились около 700 воспитанников. Это были и дети - сироты, и дети из разных семей. Преимущественно многодетных родителей, одиноких матерей, инвалидов войны и труда, и семей, в которых не было необходимых условий для воспитания и обучения подрастающего поколения. Для каждого своего воспитанника Владимир Иванович находил добрые слова. Ученики чувствовали в нём родного человека, с которым можно было поделиться и радостью, и горем.

В 1968 году в городе Новодвинске была открыта вспомогательная школа для детей с отклонениями в развитии. Возглавить это нелёгкое дело, было снова поручено Владимиру Ивановичу. Работа с особыми детьми требовала терпения, любви, доброты и внимания и к детям, и к родителям. Не оставлял без внимания Владимир Иванович и педагогов. Из бесед с учителями этой школы стало понятно, как много времени он уделял работе с молодыми учителями. Развивая наставничество, самообразование педагогов, Захаров В.И. заботился о сильном педагогическом коллективе, о сохранении преемственности в обучении. По словам учителей, открытые уроки и мероприятия, проводимые педагогами школы, превращались в настоящую школу педагогического мастерства и неизменно получали высокие оценки присутствующих. В школе, руководимой Захаровым, был создан и бережно сохранялся особый микроклимат, основанный на взаимном уважении и вере в человека.

Оставив педагогическую деятельность, он не устранился от воспитания подрастающего поколения, того, чему посвятил всю свою жизнь.

Он – Учитель, и это не просто строка в его трудовой книжке. Это – призвание, это – звезда, которой он был верен всю жизнь.

Ветеран Великой Отечественной войны, ветеран педагогического труда, Владимир Иванович всю жизнь отдавал свое сердце детям, участвуя в таком подчас повседневно-незаметном, но таком важном деле, как нравственное воспитание подрастающего поколения. Встречи с ним всегда с нетерпением ждали дети и учителя. Ребята – потому что он прекрасный рассказчик и мало кто сумеет так интересно и жизненно проиллюстрировать сухие строки учебника истории, касающиеся Великой Отечественной войны и послевоенных лет. Педагоги – потому что, имея огромный опыт работы с детьми, Владимир Иванович всегда мог подсказать, как справиться с той или иной трудной ситуацией, помогал добрым советом, находил нужные слова поддержки и молодому учителю, и директору.

Вечная память светлому ЧЕЛОВЕКУ, нашему УЧИТЕЛЮ!

Просмотров: 740 | Добавил: Наталья | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0